Поменять профессию в 40 лет

В данной статье я хочу вернуться к теме смены профессии в 40 лет (актуально и для 45-ти и для 50-ти лет). Когда человек понимает, что не готов работать в сегодняшней профессии до пенсии, то есть еще 20 лет.

И задает себе вопрос: «Как поменять работу? На что поменять работу?»

На мой взгляд, поменять профессию в 40 лет непросто.

Потому что в 40 лет у человека есть достаточный жизненный опыт, есть наработанные убеждения, которые он не хочет (а иногда и не может поменять), есть наработанные паттерны поведения, есть некоторое количество постоянных контактов (знакомых) и нет желания их увеличивать. Потому что есть своя гордость, самооценка, понимание того, «сколько я стою» и еще много-много чего.

Читать далее

Коуч — это исследователь, а коучинг — совместное исследование

Статья написана для понимания процесса коучинга. Для понимания того, какие вопросы задавать. Об очередности вопросов и тем для исследования. Для проведения самокоучинга.

Недавно в комментариях к статье задали вопрос «Как сделать так, чтобы уйти из консультирования, и все же, быть с ним рядом?»

Отличный вопрос для коучинга. Я хочу показать «мышление» коуча, который возьмется работать с данным вопросом. Только заменю слово «консультирование», значение которого очень неопределенное, на слово «комната», которое для большинства людей понятно.

Итак, «как сделать так, чтобы уйти из комнаты и все же быть рядом с ней?»

Читать далее

О моих темах в коучинге

В статье Откуда берутся хорошие вопросы я сделал

Небольшое отступление о моем коучинге. Очень часто моя коучинговая сессия напоминает собирание пазла — я помогаю структурировать информацию, выделить главное, «отделить мух от котлет» (цитата из отзыва моего клиента). Это происходит потому что я использую свои таланты (природные способности), в частности, «способность структурировать информацию и устанавливать причинно-следственные связи».

Небольшое отступление 2. На мой взгляд важно, когда коуч осознает на каких своих талантах он проводит коучинг. Не только компетенции коуча от ICF, но и свои природные способности (таланты),

И в этом плане обучение карьерному коучингу помогло мне понять свои таланты и истинные ценности, и осознать то, как я их использую в работе.

В данной заметке я попробую развить эту мысль.

Если моя коучинговая сессия напоминает «собирание пазла», то по большому счету мне все-равно с каким запросом работать. Мне все-равно в какой теме «собирать пазл». В коучинге я не продаю экспертизу по теме, с которой приходит клиент.  В коучинге есть аксиома, что клиент коучинга знает ответы на все свои вопросы, или может ответы найти. А коуч способствует ему в этом.

В коучинге я стремлюсь продемонстрировать экспертность коуча.

Тем не менее у каждого коуча есть «любимые» и «не любимые» темы.

Темы, в которых мне интересно работать — это:

1) познать себя: найти свои истинные Цели, сформулировать свои истинные ценности, описать свои природные способности (таланты), определить и принять свой соционический тип психики (ТИМ). И здесь я предлагаю скорее консультирование, чем коучинг

2) как организовать себя во времени с учетом своей личности (индивидуальный тайм-менеджмент)

3) как найти свое дело (дело, которое будет нравиться и будет приносить удовольствие) — карьерный коучинг

4) как построить сбалансированную систему в работе и в жизни

5) сопровождение при развитии бизнеса, проекта

Самое интересно, что чем сильнее коуч разбирается в теме клиента, тем труднее ему оставаться коучем, и не переходить в позицию консультанта (эксперта, которые может давать советы).

В чем же основное отличие коуча от консультанта, применительно к «собиранию пазла»?

В коучинге мы «собираем пазл» для клиента, как консультант я «собираю пазл» для себя. И от этого зависит то, какие вопросы я задаю: чтобы было понятно мне или чтобы было понятно клиенту коучинга. Например, у меня были ситуации, когда клиент коучинга говорит:» отлично, я всё понял». При этом я, как коуч, не понял, что клиент понял. Но я вижу (по невербалике клиента), что он действительно понял.

Вывод: в этой записи я описал свои любимые темы в коучинге и отличие коуча от консультанта (в очередной раз). Предполагаю, что она будет дополнена и переписана.

Откуда берутся хорошие вопросы в коучинге

Эта статья об одном из инструментов коучинга — о вопросах коуча. И о том, как коуч «придумывает» свои вопросы. И немного о моем коучинге.

Сначала определимся с понятием «хороший вопрос». Его синонимы: сильный вопрос, эффективный вопрос.

Что такое «хороший вопрос»?

1) Это вопрос, после которого клиент коучинга переходит на более глубокий уровень, например, с уровня поведения переходит на уровень убеждений/смыслов.
2) Это когда в коучинговой сессии клиент коучинга на вопрос, заданный коучем, говорит «хороший вопрос!», а затем погружается в раздумья.
3) это вопрос, описание которых даны в компетенции №6 ICF.

Читать далее

Почему я занимаюсь коучингом или о важности типирования

Вчера на сайте B17 написал заметку «Почему я занимаюсь коучингом и не занимаюсь психологическим консультированием», в которой написал одно принципиальное отличие между психологическим консультирование и коучингом.

А также написал, как знание своего соционического типа помогает не ошибиться с выбором деятельности. И  выбрать такую деятельность, от которой не устаешь и  получаешь удовольствие.

Читайте заметку, приходите на консультацию по определению соционического типа (на определение сильных и слабых сторон психики).

Читать далее

Выбор работы (деятельности) с учетом метапрограмм

Статья для тех, кто хочет найти для себя оптимальную деятельность (работу).

Среди множества «характеристик» человека существует такая характеристика, как метапрограммы.

Что такое метапрограммы?

Метапрограммы  — это особенности способа мышления человека.

Мне нравиться именно такое определение, хотя вы можете встретить и другие. Например, метапрограммы — это привычки человека, систематически повторяющиеся устойчивые элементы его поведения, или это привычные фильтры, которые мы применяем ко всему, что видим, слышим и чувствуем (все эти определения выпадают в поисковой системе при запросе «метапрограммы — это»).

На мой взгляд, метапрограммы — это, в первую очередь, про мышление, а потом уже про поведение. Ведь метапрограммы проявляются в нашей речи.

И именно по речи можно определить метапрограммы человека.

Зачем нужно знать свои метапрограммы и метапрограммы других людей?

Читать далее

Уровни развития руководителей и сотрудников

Существует теория (подтверждение которой я вижу в жизни), что существует 4 уровня, на которых могут находиться люди на пути своего развития.

Первый уровень — работник. Его задача научиться хорошо работать. Вершина — бригадир-специалист.

Второй уровень — купец. Его задача — научиться управлять деньгами. Начальный уровень — продавец, вершина — владелец крупного бизнеса.

Третий уровень — воин/администратор. Его задача — научиться управлять собой и другими людьми. Начальный уровень — боец, вершина — генеральный менеджер крупной фирмы/ президент страны.

Четвертый уровень — экстрасенс, его задача научиться чувствовать энергии.

В данной теории предполагается, что цель в жизни — это наработать определенные качества (навыки, компетенции) в соответствии со своим уровнем.

Соответственно, у купцов и воинов очень разное мировоззрение, разные ценности, разные цели в жизни и различные жизненные ситуации.

Купец ищет финансовую выгоду. Для воина важны власть, влияние, статус, его уровень в структуре (в социуме). Для воина важно не уступить, точнее, важно победить, иногда любой ценой.

Рассмотрим ситуации увольнения сотрудников.

Пример, приведенный в одной статье, в которой написано, что выгоднее выплатить сотруднику компенсацию и расстаться мирно, а не увольнять со скандалом, а потом тратиться на зарплаты и командировки юристам в другой город и на суд — это позиция купца.

Для воина деньги — это ресурс, который нужен для создания и поддержания статуса. А «увольнение со скандалом» для воина рассматривается как возможность повоевать, то есть отработать навыки воина (навыки управления людьми и ресурсами).

Для воина каждая ситуация силового взаимодействия — это возможность наработать качества воина. Именно поэтому всегда есть люди, готовые воевать за «правое» дело (стопхам, например, или Навальный). Именно поэтому кто-то проглотит несправедливое увольнение, а кто-то пойдет воевать.

Поэтому, если предлагать воину-руководителю мирное увольнение сотрудников, то нужно мотивировать его с точки зрения статуса, влияния, власти. Если ему кажется, что уволить мирно сотрудника — это потеря статуса, то его очень трудно будет переубедить. Только на высоком уровне развития воин понимает, когда нужно ввязываться в войну, а когда — нет.

Резюмируя написанное: рассматривая ситуацию увольнения сотрудника необходимо понимать уровень руководителя, и находить правильное поведение руководителю в соответствии с его мировоззрением.

Как проявляется модель Быть-Делать-Иметь

Пришел клиент с запросом: «Устал делать то, что должен делать!» Жена лежит в больнице, и он должен готовить еду, ездить в больницу, чтобы покормить ее, забирать/отводить детей и т.д. У него изменился режим жизни, но больше всего он «морально устает от обязательств».

Когда мы с ним начали разбираться, почему он это делает, то оказалось, что у него есть представление о том, как должен вести себя супруг в такой ситуации.

Я предложил подумать ему над тем, «Кто он есть» и Какие качества он проявляет (или может проявить) в такой ситуации.
Читать далее

Какую современную профессию выбрать?

Вопрос, который часто задают старшеклассники и их родители: «Какую профессию выбрать?»

При ответе на этот вопрос нужно учитывать:

  1. природные способности (таланты), которые существуют у подростка
  2. соционический тип человека — модель психики человека, которая включает сильные и слабые стороны психики

Об этом я писал уже много, достаточно посмотреть соответствующие рубрики на моем сайте Стратегическое Планирование Карьеры.

Но о чем я писал мало, так это о том, что выбирать профессию следует также и из того, насколько востребована будет эта профессия в будущем. Для этого нужно читать информацию о тех тенденциях на рынке труда, которые определяют:

  1. какие профессии умрут
  2. какие новые профессии появятся

Списки таких профессий можно посмотреть на сайте Атлас Новых Профессий.

Причем сейчас уже говорят не о профессиях, а о наборе компетенций, которыми должен обладать специалист (но об этом в следующей заметке).

О позитивной оценке коуча

Некоторое время назад я написал статью «О похвале в коучинге», в которой написал, что похвала от коуча является оценкой коучем клиента и, следовательно, недопустима. И привел альтернативу похвалы — прямую коммуникацию.

Ниже я привожу подтверждение своих мыслей, которое я нашел в книге Тимоти Голви , человека, которого считают одним из основоположников коучинга.

Читайте статью «Об оценке коуча» на сайте Коучинговый бизнес.