Несколько лет назад я написал, что у коучинга существует альтернатива: консультирование, обучение, самообучение, тренинг.
В некоторых вопросах можно использовать сначала обучение, а затем коучинг. Опишу такой пример, когда после обучения может понадобиться коучинг.
Если вы хотите организовать свою работу дома, но не знаете как, то сначала вы учитесь этому: читаете книжки по этой теме, или смотрите вебинар, или идете на тренинг и пробуете внедрить полученные знания в жизнь. Если результат вас не устроил, то тогда можете прийти с этим запросом на коучинг.
Коуч не будет давать советов, не будет вас обучать. Он будет содействовать тому, чтобы вы научились сами, интегрировали полученные знания и навыки в свою жизнь и получили необходимый вам результат.
Сравним работу тренера и коуча.
Тренер обучает определенным навыкам. Он рассказывает что и как делать и организует обучение так, чтобы учащийся наработал данный навык.
Когда я работал тренером по тайм-менеджменту, то обучал навыку «ведение хронометража» — это один из инструментов самоорганизации. Я рассказывал, как вести хронометраж и предлагал в течение нескольких дней его делать. Затем мы обсуждали, что получилось, а что не получилось, и я подсказывал, что можно улучшить.
В результате у обучающегося появлялся навык ведения хронометража.
Затем я рассказывал, как можно использовать результаты, полученные с помощью данного навыка.
Если человек не понимает, какой навык использовать в новой ситуации, если он не понимает, что делать, то он может прийти на коучинг.
Коуч с помощью внимательного слушания и сильных вопросов содействует тому, чтобы клиент сам разобрался в своей ситуации, получил больше ясности. А потом нашел свое собственное решение или придумал новое поведение и захотел его применить.
В этом большой плюс коучинга — клиент коучинга использует без внутреннего сопротивления свое решение или новое поведение.