Особенности коучинга как профессии

В одной из социальных сетей в группе, в которой я учусь писать тексты, кто-то выложил в общий чат бородатый анекдот.

Тук-тук-тук. В дверь постучали.
- Кто там? — просил Штирлиц.
- Здесь вопросы задаем мы — раздался ответ
- Коучи — подумал Штирлиц.

Действительно, термин «коуч» ассоциируется с вопросами и с непрофессионализмом. И не только с непрофессионализмом, а еще с непониманием того, чем коуч отличается от консультанта.

Мой знакомый консультант по тайм-менеджменту предлагает коуч-сессии, хотя на них он будет консультировать по тайм-менеджменту.

Даже Давыдов (человек, у которого я учусь писать «живые» тексты) в своей рассылке написал о коуч-дне. Хотя он будет заниматься не коучингом, а консультированием.

Поскорей бы приняли профессиональный стандарт профессии коуч, который сейчас разрабатывается. Он поможет очистить профессию от случайных людей.

Хорошо, какие есть основные отличия коучинга от других профессий?


1. Коуч не дает советов.

2. С клиентом коучинга все в порядке. Клиент берет ответственность за свою жизнь. Ему не нужна помощь. Ему нужно содействие, сопровождение, присутствие человека, с кем он решает свою задачу.

3. У клиента коучинга есть запрос. Коучинг — это не поговорить. Это про «получить результат», «решить задачу», «найти решение в ситуации», «получить больше ясности», «развить имеющиеся способности».

Коучинг — это про формулировку целей на коучинг, это про результаты клиента и про его действия.

Первая формулировка коучинга, с которой я познакомился в 2004 года, звучала так: коучинг — это взаимодействие между коучем и клиентом коучинга, при котором клиент коучинга находит правильное действие.

Сейчас существует несколько формулировок из-за того, что есть много школ и несколько коучинговых ассоциаций.

Из-за того, что нет понимания, чем занимается коуч, нет и прямых продаж коучинга. Его пытаются продавать как консультирование. То есть от решения проблем клиента.

Но, коучу все-равно с каким запросом работать. Запрос на коучинг, цель на коучинг определяет клиент.

Для этого клиент коучинга должен разбираться в той теме, с которой он идет в коучинг. Если он в теме «полный ноль», то ему нужен не коучинг, а обучение или консультирование.

Главное, чтобы клиент не ждал от коуча советов и готовых решений. И чтобы он был готов найти свое решение, свое единственно верное действие в данной ситуации.

Тем более, что чем лучше коуч разбирается в теме клиента, тем больше у коуча соблазн перейти в позицию консультанта и начать давать советы.

Поэтому когда коуча выбирают не по специализации, то его выбирают по личностным качествам, по тем текстам, которые он пишет, по тому, насколько комфортно будет с ним обсуждать свой вопрос.

P.S. решил, что необходимо постоянно объяснять, что такое коучинг и что такое коучинг в моем исполнении. Потому и написал данный пост