Откуда берутся хорошие вопросы в коучинге

Эта статья об одном из инструментов коучинга — о вопросах коуча. И о том, как коуч «придумывает» свои вопросы. И немного о моем коучинге.

Сначала определимся с понятием «хороший вопрос». Его синонимы: сильный вопрос, эффективный вопрос.

Что такое «хороший вопрос»?

1) Это вопрос, после которого клиент коучинга переходит на более глубокий уровень, например, с уровня поведения переходит на уровень убеждений/смыслов.
2) Это когда в коучинговой сессии клиент коучинга на вопрос, заданный коучем, говорит «хороший вопрос!», а затем погружается в раздумья.
3) это вопрос, описание которых даны в компетенции №6 ICF.

Для меня вопросы в коучинге — это инструмент коуча. А способность задавать сильные вопросы — это компетенция №6 ICF, которая называется «постановка «сильных» вопросов«. (По аналогии с молотком: молоток — это инструмент, а умение забивать им гвозди быстро, не криво-косо, а красиво и чтобы были целы пальцы — это навык (компетенция)).

Раньше (14 лет назад), когда я впервые учился коучингу, и мы проводили пробные сессии, то основная трудность заключалась в том, чтобы придумать вопрос. «Что спросить? Какой вопрос задать?» — спрашивали мы. И просили преподавателя: «Дайте нам готовые вопросы.» На что он отвечал: «Учитесь придумывать вопросы по той ситуации, о которой рассказывает клиент коучинга». Вопросы мы, конечно, придумывали, но в процессе их придумывания я не слышал клиента коучинга, пропускал то, что он говорил.

Со временем и с опытом, я научился слушать клиента коучинга и одновременно «придумывать» вопрос.

Я знаю, что при обучении коучингу существует такой подход, когда преподаватель делится с учениками придуманными, исходя из своего опыта, вопросами по различным ситуациям и предлагает их изучить. С тем чтобы задать нужный вопрос в нужный момент сессии. Возможно, это помогает начинающему коучу, но одновременно мешает развивать спонтанность, творчество коуча в коучинговой сессии.

Другой подход заключается в том, чтобы во время сессии «иметь перед глазами» 2 картинки. На одной — модель коучинга, по которой работает коуч. Вторая — описание ситуации, о которой рассказывает клиент коучинга. И задавать вопросы в те части, где видны значительные расхождения. То есть, конструировать вопросы исходя из модели коучинга.

Небольшое отступление о моем коучинге. Очень часто моя коучинговая сессия напоминает собирание пазла — я помогаю структурировать информацию, выделить главное, отделить «мух от котлет» (цитата из отзыва моего клиента). Это происходит потому что я использую свои таланты (природные способности), в частности, «способность структурировать информацию и устанавливать причинно-следственные связи».

Небольшое отступление 2. На мой взгляд важно, когда коуч осознает на каких своих талантах он проводит коучинг. Не только компетенции коуча от ICF, но и свои природные способности (таланты).

И в этом плане обучение карьерному коучингу помогло мне понять свои таланты и истинные ценности, и осознать то, как я их использую в работе.

Возвращаясь к тому, как появляются хорошие вопросы. С опытом интегрируются модели коучинга, которые коуч использует в своей работе. Второе — усиливается компетенция «активное слушание». При переходе на третий уровень активного слушания включается правое полушарие. Таким образом хорошие вопросы возникают интуитивно, как следствие объемного восприятия информации (не только речи), идущей от клиента коучинга.

Вывод: на качество вопросов в коучинге влияют 1) умение активно слушать клиента коучинга и 2) интегрированное знание моделей коучинга, которые использует коуч в своей работе и 3) понимание компетенции «постановка «сильных» вопросов».

Статья написана для осознания своих собственных методов работы.

Алексей Дроздов.
15.08.2018 г.