Миллион долларов можно не только выиграть, но и заработать

Так утверждает Александр Левитас, гуру партизанского маркетинга, бинес-тренер и консультант, вице-чемпион мира по игре “Что? Где? Когда” и автор книги “Больше денег от вашего бизнеса”. В интервью E-Perspektiva.Ru он рассказал о том, что в жизни важнее таланта, чем план А отличается от плана Б, и почему не стоит пытаться стать вторым Евгением Чичваркиным или Сергеем Брином.

Размещаю здесь интервью Александра Левитаса ” Миллион долларов можно не только выиграть, но и заработать!”, которое размещено на E-Perspektiva.Ru .

“Я знаю очень мало занятий, где нужен врожденный талант”, – утверждает Александр Левитас, гуру партизанского маркетинга, бизнес-тренер и консультант, вице-чемпион мира по игре “Что? Где? Когда?” и автор книги “Больше денег от вашего бизнеса”. В интервью E-Perspektiva.Ru он рассказал о том, что в жизни важнее таланта, чем план А отличается от плана Б и почему не стоит пытаться стать вторым Евгением Чичваркиным или Сергеем Брином.

Давайте тогда обозначим вещи, которые зависят от тебя?

Есть простой принцип. Результат складывается из события и вашего ответа на это событие. Поэтому что бы ни произошло в жизни, если это произошло и вы ещё живы, значит, что-то можно сделать, чтобы ситуацию исправить. Первое, что необходимо – это видение цели.

Цель нынче проста: все хотят заработать денег. Как показывает практика, этого достаточно.

Заработать – это, в принципе, неплохо. Я тоже проходил этот период. У меня был этап в жизни, когда я говорил, что хочу пачку долларов толщиной с подушку. А потом заработал – и с удивлением обнаружил, что не знаю, что мне с ними делать. Понятно – вложил, инвестировал, проценты идут… Но потом пришло понимание того, что теперь нужно поставить цели не в цифрах, а в том, что должно произойти в моей жизни.

Наверное, имеет смысл эту ошибку не повторять и сразу ставить себе цели не в количестве бумажек, а в категориях уровня и образа жизни, категориях того, кем ты хочешь быть, что ты хочешь сделать, с кем ты хочешь общаться, какого уровня проекты ты хочешь поднимать и т.д.(выделено мною А.Д.)

Если такая цель не поставлена, то жизнь будет планктонная. Что такое планктон в изначальном значении слова? Это в море такая масса креветок, рачков всяких, медуз, водорослей, которая плывет туда, куда ее несет течением. Так и человек, не имеющий цели, не по жизни идет, а жизнь его туда-сюда носит, как доску в проруби. Пусть даже у него 100 000 долларов на счету и никаких невыплаченных долгов.

Когда же мы знаем, куда идем, мы можем включить принцип “событие+ответ”. Если событие неблагоприятное, мы можем правильно на него отреагировать и не сбиться с цели, а если благоприятное, мы используем его в полной мере. Но надо настроиться на то, что путь будет долог. Один из моих учителей говорил, что мы все очень сильно переоцениваем, что мы способны сделать за год-два, но при этом недооцениваем, что способны сделать за восемь-десять лет (выделено мною А.Д.).

С точки зрения статистики не стоит серьезно рассчитывать, что из вас выйдет второй Чичваркин, Ноготков, Билл Гейтс или Сергей Брин, – шансов на это примерно столько же, как и на то, что завтра вы купите билет какой-то крупной лотереи и тут же выиграйте джек-пот”.

Например, представьте, что ко мне пришел человек и сказал: “Александр, у меня 2000 рублей в копилке, и через год я хочу стать миллионером долларовым”. Я даже могу подкинуть ему работающие идеи, которые позволяют это сделать. Но я подозреваю, что даже зная КАК, люди либо не будут этого делать из страха и лени, либо просто не выдержат такого режима работы. С другой стороны, если у нас есть цель, если у нас есть стратегический план, то медленным шагом за 5-8 лет любой из нас может дойти до весьма приличного уровня в плане финансовом, карьерном и профессиональном.

Есть, правда, и стратегии прыжка с места. Я, например, учу некоторым стратегиям, которые позволяют в малом бизнесе удвоить продажи, но они требуют некоторой подготовки, т.е. базы, с которой можно прыгать. Если ее нет, то эти стратегии неприменимы.

Какой именно базы?

Базы финансовой, или базы клиентской, или базы партнерской. Представьте, что вы только что из армии: знаний нет, навыков нет, связей нет – стоит ли вам рассчитывать на мгновенный прыжок в высоту? Но если потратить год – два – три на наработку базы, то дальше появляются гораздо более интересные возможности.

Опять-таки, если вы чувствуете потенциал для прыжка в высоту, стоит попробовать – вдруг получится. Но помните про статистику… Я бы сказал, что оптимальная стратегия – надеяться на лучшее, но иметь план Б для медленного достижения цели.

Один мой приятель как раз очень хорошо иллюстрирует этот тезис. У него есть генеральный план в жизни: он собирается выиграть в лотерею 5 млн долларов, купить себе дом на Карибах, а оставшиеся деньги вложить в банк и жить на проценты. Чтобы реализовать эту идею, он каждый день покупает лотерейный билет. Ну, а пока не выиграл, он реализует план Б: работает в министерстве здравоохранения. На значимом в рамках города посту. Получает весьма приличную зарплату. У него свой двухэтажный домик в пригороде. То есть он все еще стремится выиграть 5 млн. долларов, но не сидит на диване в ожидании выигрыша, а действует – предпринимает шаги, которые делают его успешным человеком.

Но при этом он не забывает о плане А. Он же покупает билеты.

Он не отказывается от своей мечты, но и без нее живет гораздо лучше большинства своих сверстников. Так что, если вы романтик, я рекомендую вам именно эту схему. С одной стороны, следить, не откроется ли где-нибудь шанс прыгнуть с места на 6-метровую высоту, а с другой – пока этого шанса нет, идти по скучному пути и нарабатывать в себе романтичный прагматизм. Опыт, финансовую базу, профессиональную базу, базу контактов. И тогда вне зависимости от того, получится или не получится у вас прыгнуть, вы будете в гораздо лучшем положении, чем большинство ваших сверстников.

Помните, что миллион долларов можно не только выиграть, но и заработать.

Далее его же ответы на вопросов читателей этой статьи.

Валентин Кокорев спрашивает:

У меня к вам вот какой вопрос: считаете ли Вы, что мировой финанссовый кризис — золотая жила для тружеников партизанского маркетинга? Многие сейчас говорят о том, что на ближайшие пару лет партизанщина будет единственным способом ведения пиар-кампаний для чуть ли не половины компаний. Обоснуйте, пожалуйста, свой ответ.

На собственном опыте могу сказать, что интерес к партизанскому маркетингу в последнее время существенно возрос – на моих семинарах осенью уже несколько раз приходилось ставить стулья у стены, потому что мест за столами просто не оставалось.

Интерес этот вызван очевидными факторами. Если раньше многие фирмы могли себе позволить не считать деньги и вести рекламу “с бюджетом в пять кило долларов”, то сегодня ситуация изменилась. Дорогую массовую рекламу могут позволить себе разве что крупные производители товаров и услуг массового же потребления – вроде пива, прокладок, жевательной резинки, соков, мобильной связи и т.п. Ну а на рынке среднего и малого бизнеса наступило время тех фирм, которые умеют делать рекламу “с бюджетом в три копейки”. Остальным придётся либо переучиваться, либо уйти.

Дело в том, что покупательная способность клиентов упала. И там, где раньше конкурирующие фирмы вели борьбу за 1000 долларов в кошельке клиента, теперь они ведут борьбу уже за 300-500 долларов в том же кошельке.

Как следствие, многие старые способы рекламы просто сделались нерентабельными – вложить в рекламу надо столько же, сколько и до кризиса, а вот отдача будет в несколько раз меньше. Кроме того, многие фирмы урезали свои маркетинговые и рекламные бюджеты, так что навык малозатратного привлечения клиентов становится для них жизненно важным.

Поэтому во время кризиса партизанский маркетинг станет гораздо более популярным инструментом, чем во времена процветания – и для многих бизнесов он, действительно, станет единственной надеждой, единственным способом выжить.

Вячеслав Тихонов спрашивает:

В статье упоминалось, что есть способы достичь миллиона $ за год, имея только 2000 р. Назовите, пожалуйста, хотя бы 2 без необходимости нарушения закона и с сохранением достоинства при их выполнении.

Называю даже три: “маркетинг”, “посредничество”, “обучение”.

Список можно было бы и продолжить. Но суть всех этих способов, как правило, одна и та же. Вы находите кого-то, кому Вы можете помочь заработать, скажем, пять миллионов. И предлагаете ему свою помощь в обмен на долю в прибылях – один миллион из этих пяти достаётся Вам.

Простейший пример – сейчас многие люди, вложившие год-два назад деньги в недвижимость, хотят как можно быстрее её продать, но не находят покупателя. Думаю, многие из них готовы были бы отдать 5-10% от сделки тому, кто приведёт клиента. Помогите им в этом – и Вы миллионер.

Или, скажем, многие фирмы сейчас задыхаются от недостатка оборотных средств, но при этом не могут получить кредитование в банке. Для иных бизнесов это в буквальном смысле вопрос жизни и смерти. Помогите им найти и получить кредит в обмен на часть суммы – и Вы миллионер.

Но, разумеется, чтобы Вы могли оказать подобную услугу богатому клиенту – нужно либо иметь соответствующие знания и связи, либо из шкуры вон вылезти, чтобы ими быстро обзавестись. А это тяжелая работа, это выматывает…

Поэтому большинство предпочитает тратить время на что-нибудь другое. Например, на компьютерные игры и “Дом-2″.

Эльвира Кибардина спрашивает:

Был опыт своего дела (дизайн-студия РА), в силу некоторых событий пришлось его закрыть. Сейчас горю желанием открыть снова что-то свое, есть немного денег… но, такой вопрос: есть ли смысл вообще что-то открывать сейчас в кризис? и если есть, то в какой отрасли по Вашему мнению? В рекламный бизнес возвращаться большого желания нет, т.к. вижу как тяжело сейчас рекламщикам с клиентами, но вот где применить свои способности не знаю… Буду признательна за ответ, этот вопрос меня уже мучает долгое время.

Смысл открывать что-то – определённо есть. Но стоит задать себе несколько вопросов.

  • К чему лежит душа, что Вы не просто умеете, но и любите делать?
  • Какие товары и услуги сейчас будут наиболее востребованы – именно в связи с кризисом или вопреки ему?
  • Какой тип бизнеса можно запустить без риска, с нулевыми или небольшими вложениями?

Вот где-то на пересечении этих трёх вещей и надо искать идею для бизнеса.

Причём первый вопрос критично важен. Едва ли удастся преуспеть в деле, которое Вам не нравится. Я, например, люблю преподавать, люблю видеть, как в глазах учеников загораются искры, люблю получать письма о результатах…

А поскольку мне это нравится – это даёт мне драйв, я увлечён своей работой, готов вкладывать в неё душу, перелопачиваю уйму литературы, на улицу не выхожу без блокнота для записи идей… И в результате я – бизнес-тренер международного уровня, известный, результативный, преуспевающий.

Но если эту же профессию выберет для себя какой-то человек, у которого душа к ней не лежит, выберет только потому, что прочитал о высоких гонорарах бизнес-тренеров – едва ли он добьётся успеха на этом поприще. Зато, к примеру, он может стать блестящим свадебным фотографом, ювелиром, программистом или учителем вождения, если именно эта работа будет легко ему даваться и увлекать его.

Виктор Тихоненко спрашивает:

Как в условиях кризиса привлекать новых клиентов, которые с большими то компаниями боятся работать, а с начинающей фирмой — тем более…?

Кому – привлекать?

Вы же понимаете, что для разных бизнесов ответы будут совсем разными, иногда – и вовсе диаметрально противоположными.

На своих семинарах я иногда использую такую аналогию: маркетинг очень похож на отношения между мужчиной и женщиной. Воспользуюсь ею и здесь.

Ваш вопрос аналогичен вопросу: “Как женщине привлечь мужчину?” И ответ точно так же невозможен, если сперва не уточнить – какой женщине и какого мужчину? Потому что в одной ситуации будет наиболее эффективна мини-юбка, в другой – умение танцевать, в третьей – вовремя приготовленный обед из трёх блюд, а в четвёртой – начитанность.

Я бы посоветовал Вам поначалу вообще забыть о себе, и посмотреть на своих потенциальных клиентов. Поговорить с ними. Узнать, что для них важно, что их привлекает. А затем уже посмотреть на свой бизнес и понять, какие из важных для клиентов вещей Вы можете им предложить.

То же касается моей привычки говорить о деньгах, о сумме чека, о росте продаж, о процентах прибыли – так ведь бизнес затем и нужен, чтобы зарабатывать деньги. Что может быть естественнее, чем говорить с бизнесменами – о деньгах? И что для бизнесмена может быть важнее денег, важнее роста прибыли? Поверьте, именно этого от консультанта по маркетингу и продажам обычно как раз и ждут.

Тренер же или консультант, наоборот, обычно “глубок и узок”, поскольку посвящает всё своё рабочее время одной-двум темам – и вот в этих темах он, как правило, разбирается во много раз лучше любого владельца бизнеса. За что, собственно, и получает свой гонорар эксперта.

Простой пример – сколько профессиональных книг читает в месяц типичный бизнесмен? Часто – ни одной, потому что ему некогда, ему бизнесом заниматься надо. Ну а я читаю (и не просто читаю, а прорабатываю с карандашом) около сотни книг в год, это часть моей работы.